Вход




Интеграция через культуру

Национальная категория нужна лишь для познания друг друга

Культура. Всеобъемлющее понятие, вбирающее в себя и совокупность производственных, общественных и духовных достижений людей (по Ожегову), и правила поведения отдельного человека в обществе. Важнейшая грань нашего бытия, если не сказать – основа. Ведь если бы в природе не было этого самого культурного достояния, передающегося от поколения к поколению, наша каждодневная жизнь неизбежно превратилась бы в хаос. Она и без того периодически озадачивает и напрягает людей, живущих по принятым правилам, по вине тех, кто этими правилами пренебрегает.
И те, и другие, безусловно, есть в каждом народе. Но одно дело, когда люди невоспитанные, бесшабашные, дерзкие проявляют эти качества внутри своего общества, своего этнического пространства, другое - когда с набором этих качеств они вторгаются в другие географические широты, в атмосферу другой культуры, другой религии, других традиций и правил. В этом случае реакция общества становится куда более болезненной, и это мгновенно подхватывается средствами массовой информации, искусно раздувающими любые бытовые конфликты до резонансного звучания.
И пусть читатель не пытается обнаружить пристрастность в словах автора этих строк. Просто иногда возникает такое ощущение, что вызывающее поведение тех же кавказцев за пределами своего региона и постоянное стремление некоторых наших одиозных СМИ любым путем привлечь внимание к своим телеканалам и печатным изданиям  стоят друг друга и одинаково вредны нашему многоликому обществу.
Посудите сами. В день, когда на станции метро «Парк культуры» в Москве трое жителей Чечни, как нам сообщают (во всяком случае) избили петербуржского журналиста К. Панченко, наверняка в одной только столице нашей имели место многочисленные другие избиения, грабежи и даже убийства. Но информация о том, что несколько русских парней избили, скажем, пожилого человека, неважно даже какой национальности, не вызовет  шок у электората. Это  будет слишком обыденно, не интересно. Но если это дагестанцы или чеченцы, то ситуация «меняется в корне».
Как, мол, посмели? На нашей территории? А разве она у нас не одна?! И разве имеет преступник национальность, как бы банально это ни прозвучало для одних?!
Ведь живут же десятки тысяч других дагестанцев и чеченцев нормальной жизнью, адаптировавшись в атмосферу мегаполиса. И уж если мы поставим вопрос о процентном соотношении числа правонарушителей к их народам, то это явно будет не в пользу тех, кто во всех конфликтных ситуациях ищет кавказский след.
Теперь о другом. О нас самих дагестанцах и чеченцах, с которых все чаще начинаются новостные блоки федеральных телеканалов. Во-первых, у нас с нашими южными соседями очень много общего. Единственное место в России, где я чувствую себя также комфортно как в Чечне, это Дагестан. Есть качества, которые в  равной мере свойственны  и чеченцам, и дагестанцам, помимо многих, разумеется. Это экспрессивность и некая удаль, гротескность, темперамент, которые, конечно же, больше проявляются у молодежи. Сравните наш национальный танец. Он очень схож по темпу сопровождающей музыки и движений, особенно мужских,  и очень отличается от танцев других северокавказских народов. Я говорю об этом не случайно, ибо танец передает весь характер и ментальную особенность того или иного народа.
Отсюда – природа горячности, крайних проявлений некоторых характерных для нас черт. Экспрессия и удаль сами по себе, конечно же, не беда, когда они управляемы, когда носитель этих качеств воспитан, умеет вести себя в обществе, когда он уважительно относится к другим людям, где бы ни находился. Но разве бывает правило без исключений? Не зря же сказано – семья не без урода.        
И эту экспрессию, к глубокому сожалению, некоторые наши соплеменники направляют по ложному руслу. Влекомые бравадой выплясывают лезгинку там, где им вздумается, устраивают автогонки, мешая окружающим, стреляют на свадьбах, шокируя прохожих и в этой ложной удали не воспринимают замечания в свой адрес.
То есть у каждого народа – свойственные ему изъяны, пороки. И если те или иные неправомерные действия южан вызывают у москвичей возмущение, то, поверьте  мне на слово, и в Чечне, и в Дагестане за таких соплеменников народы испытывают и стыд, и гнев и многое отдали бы за то, чтобы на экране «дагестанец» и «чеченец» не звучало в негативном свете. Причем, осуждение идет не только на словах. В частности, руководством Чеченской Республики предпринимаются конкретные меры по контролю за чеченской молодежью, пребывающей в той же Москве. К этой работе привлечены депутаты Госдумы и сенаторы от Чечни, Представительство Чеченской Республики при Президенте РФ, известные общественные деятели. Проводятся встречи с чеченской диаспорой в воспитательных и разъяснительных целях.    Рассматривается отдельно в Москве и в Грозном каждый случай недостойного поведения представителя чеченского народа, народа много перенесшего за последние годы, некогда оболганного, использованного в своих целях недругами России, но в стремительном, созидательном порыве уверенно возвращающего себе доброе имя.
В самой республике также проводится всесторонняя работа с молодежью с участием парламентариев, представителей исполнительных органов власти, духовенства, национальной интеллигенции.
Повышается чувство ответственности родителей за своих детей, ответственность каждого чеченца за свой народ. На всех дискуссионных площадках, в средствах массовой информации пропагандируется мысль о том, что каждый житель республики, покидающий ее пределы, будь то соседняя республика или мегаполис или та же Европа, становится визитной карточкой своей исторической родины, представителем своего народа. Каждый должен понимать, что за ним идут другие, и отношение к ним будет зависеть от того, как повел себя и что оставил после себя идущий впереди.
Мне вспомнилась  очень показательная в этом плане ситуация из 80-х годов. На станции техобслуживания легковых автомобилей в Гудермесе у нас сложился очень хороший коллектив. В более узком кругу никто не пил и не курил. Увлекались спортом, соблюдали намаз. Каждый год куда-нибудь ездили отдыхать. Однажды на двух машинах поехали на Голубые озера в Кабардино-Балкарию. По приезду занялись обустройством, но неожиданно столкнулись с нескрываемой неприязнью и отказом приютить нас на ночь. Делать было нечего, и мы, не думая о плохом, начали отдыхать. Расположились на берегу озера. С окружающими вели себя в высшей степени скромно, дружелюбно. Сыграли в волейбол, в футбол. В свое время совершали намаз, завязали знакомства. Все это время, как выяснилось, за нами следила администрация лагеря, участковый инспектор. Естественно, никакой выпивки и дурачества, непременно следующего за ней, не было.
И вот наступила ночь. Мы пытались понять, что происходит, тем более, что по подсказке знали о наличии свободных мест. И тогда к нам подошли и объяснили следующее. До нас здесь побывала группа мужчин-чеченцев и, напившись, устроила дебош. Был вызван ОМОН. Дебоширов, конечно же, урезонили и отправили домой, но по понятным причинам остался осадок.
И вдруг они видят совершенно другую картину: добродушных, вежливых, коммуникабельных ребят, даже не высказывающих возмущение в связи с холодным приемом. Отношение к нам кардинально поменялось. Нашлись места для ночлега, еда в столовой, хотя на нас не рассчитывали, а к исходу следующего дня мы просто стали закадычными друзьями с работниками администрации, столовой и тем же участковым инспектором. Надо было видеть, как нас провожали. Обнимались, обменивались адресами, заручались нашим обещанием приезжать каждый год.
Вот и сравните. Получается, сакраментальный вопрос, что мы оставляем после себя, должен быть с нами всегда и всюду.
Да, мы очень разные - народы России. И разнятся, прежде всего, наши культуры. Но именно она, культура, если мы в ней, каждый, достигнем должного уровня, способна оградить нас от многих недоразумений и взаимных обид. Культура поведения, культура общения, культура совместного проживания. Во многих цивилизованных странах это преодоленные ступени, это норма жизни.
В эти дни у нас гостят родственники, временно проживающие во Франции, и я, естественно, о многом расспрашиваю их. К примеру, интересуюсь, как относятся коренные жители Франции к приезжим в быту, при устройстве на работу и т.д. На что мне отвечают, что там совершенно нет предвзятости, и если где-то только есть подозрение на нее, то сразу звучат обвинения в нацизме, расизме и т.д. То есть очень не популярно делить людей по цвету кожи и разрезу глаз. Впрочем, во Франции, культурной столице мира, иначе и не могло быть.
К сожалению, у нас, в России, ситуация пока иная. Правда, наций и народностей у нас больше, чем где бы то ни было, и новейшая история Российского государства, едва начала свой отсчет. Соответственно объективные трудности, доставшиеся в наследство от развалившегося Советского Союза, пока еще довлеют над нами. Однако время никому не позволит долго ссылаться на трудности. И власть, и общество должны глубоко осознать многоязыковую уникальность этой страны, которая может служить нам достоянием и силой  и вместе с тем может быть использована нашими недругами для ослабления России.
Осознание общности наших судеб и понимание необходимости нашего экономического и культурного взаимопроникновения может и должно стать сегодня одной из главных национальных идей нашей страны. А перед этой, если хотите -доктриной, совершенно недопустимы никакие трения на национальной почве, никакие ложные стереотипы мышления, никакие двойные стандарты.
Если кавказцев–победителей международных спортивных состязаний комментаторы называют россиянами и для них, как и для представителей Москвы или Челябинска, одинаково звучит гимн России, то и в других ситуациях, в том числе сопряженных с нарушением закона, они должны обозначаться как россияне. Единственное, что может нас разъединять, это правовая категория: законопослушание и склонность к преступлению.  
Закон же должен быть над всем и вся как в благополучных цивилизованных странах, а национальная категория  нужна лишь для большего познания нами друг друга.

Руслан Юсупов
 
< Пред.   След. >
Дизайн: Х. Ибрагимов; Разработка: Студия Web-дизайна "WebLab"
егэ по литературе тест онлайн егэ практикум 2011 русский язык пробный тест по егэ по математике демонстрационный вариант егэ по алгебре ответы демонстрационного егэ по математике егэ егэ по литературе онлайн тесты диагностические работы по математике в формате егэ-2012 лаппо попов егэ математика тестовые задания егэ физика 11 класс тестовые задания егэ по математика егэ 2011 онлайн демонстрационные варианты егэ 2011 по математике онлайн егэ биология варианты заданий демонстрационный тест егэ по истории 2011 ответы на егэ по биологии 2011 богданов здесь пробные вопросы тесты ответы по егэ по физике за 2011 егэ математика демо варианты подготовка к демонстрационный вариант егэ по химии 2011 года демострационный вариант егэ 2011 по обществознанию егэ по обществознанию темы демоверсия по егэ гиа 2012 демоверсия егэ по истории 2012 ответы на егэ по алгебре 2011 год егэ ответы егэ по математике сборник заданий демоверсия егэ по математике 11 класс демо версия егэ по геометрии ответы егэ по алгебре 2011 ответы к базовые задание к егэ по физике sitemap