Вход




Нравственность - основа всего «Мы должны лучше слышать и уважать друг друга»

ImageНравственность – важнейшая сфера в жизни любого общества. Она определяет уровень и качество многих общественных процессов, и, к сожалению, ее нынешнее состояние больше вызывает беспокойство и озабоченность, нежели восторг и успокоение. В начатых на нашем сайте дискуссиях о проблемах нравственности – очередной гость. Это бывший педагог, богослов, помощник Председателя Парламента ЧР Усман Эльмурзаев.

- Нравственность - понятие весьма емкое и многоплановое. Какими Вам, Усман-Хаджи, видятся религиозный, национальный и общечеловеческий аспекты этого понятия?

- Для меня, как для религиозного деятеля, нравственность всегда будет исходить из глубоких религиозных убеждений, то есть я вообще рассматриваю нравственность только как категорию, данную Богом сотворенному им человеку. И всегда люди, глубоко верующие, будут исходить именно из этой нравственности и выстраивать линию поведения, стиль жизни, придерживаясь нравственных категорий, предложенных Всевышним.

Для меня это однозначно, и я уже дальше не классифицирую социальные, экономические, философские и другие предложенные человечеством формы нравственности. Нравственность не может быть какой-то единой, потому что в мире очень много народностей, народов, сообществ, которые в силу своих ментальных особенностей имеют свою определенную нравственность. Для глубоко верующих людей, тем более для людей верующих в единого Бога, нет никаких колебаний и отклонений – есть нравственность, предложенная Всевышним. Таким образом, религиозный аспект нравственности для меня важнее, независимо от того, что мы рассматриваем.

Национальный аспект нравственности я бы рассматривал с точки зрения особенностей того или иного народа. Народ, который был вынужден выживать на определенном промежутке времени и в определенных условиях, неизбежно будет иметь нравственность, отличающуюся от той, что была присуща народам, на долю которых не выпало больших потрясений. В частности, нравственность чеченцев несла на себе печать тяжелых, трагических времен. Наш народ на протяжении многих веков был вынужден защищать свою свободу и независимость, свои морально-нравственные устои. В этих условиях обычаи и традиции приобретали глубокий смысл и обязательность для трепетного их соблюдения. Соответственно, наша нравственность вытекала из особого отношения к другу, бережного отношения к чужому имуществу, заботливого отношения к любой незнакомой женщине, матери, сестре. Наш народ выработал особый этикет, где повсюду, невзирая ни на что, надо относиться к любой женщине так, как ты относишься к матери, сестре. У нас всегда были нюансы во всем.

Национальная нравственность чеченцев абсолютно не противоречила религиозной нравственности, которая исходит от канонов религии, и это имело для нас большое позитивное значение. Почему мы приняли ислам так легко? Потому что нам не надо было делать над собой большое усилие, чтобы выполнять предписания Корана. Все, что у нас было в крови на генном уровне, все это практически совпадало с религиозными требованиями. Мы просто влились в ислам.

Что касается общечеловеческого аспекта нравственности, то он вбирает в себя духовные ценности различных религий и практически неотделим от нравственности религиозной. Бог дал принципы нравственности всем людям, независимо от цвета кожи, разреза глаз, материального положения, места проживания и численности того или иного народа. Он дал общечеловеческие качества, которые во всех мировых религиях выражены, прежде всего, в уважении к человеку. Самый главный принцип - уважать человека и относиться к нему так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе. Не наносить вреда ближнему, - это должно быть в основе общечеловеческой морали. То есть мы должны осознавать, что земля Богом дана для всех, и мы одинаково должны пользоваться данными нам благами. Мы все равны перед Богом, а его отношение к нам зависит от того, как мы выполняем его заветы. При этом Аллах одинаково относится ко всем: и к верующим, и к неверующим. Он снисходителен ко всем, потому что для него земные блага несоизмеримы даже с крылышком комара. Он говорит, что если бы считал эти блага значимыми, то разделил бы свое отношение к людям. На том свете, конечно же, Аллах воздаст тем, кто нарушил предписанную им нравственность.

И в этом смысле между ведущими религиями мира нет принципиального противоречия. А из всего этого общего и складываются общечеловеческие правила поведения, которым должны подчиняться и русский, и чеченец, и аварец, и англичанин, и француз, независимо от того, где он находится. Соответственно, тот или иной человек, попадая в другой регион или в другую страну, должен руководствоваться общепринятыми правилами, не выпячивая какие-то характерные особенности, касающиеся его нации. Не зря ведь сказано, что в чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Конечно, это не означает, что мы должны потворствовать поведению людей, у которых вообще нет никаких нравственных принципов, но есть какие-то свои противоестественные, антигуманные убеждения, как, например, у профашистских идеологов, нацистов, ксенофобов, либо людей, ставящих все личное, в том числе обогащение, выше общественных ценностей. Такая, с позволения сказать, мораль у всех здравомыслящих людей может и должна вызывать неприятие и отторжение.

Наше неприятие, имею в виду чеченцев, вызывает даже просто нарушение собственных национальных правил поведения. Так, мы не всегда бываем в восторге от того, как ведут себя иной раз молодые люди в общественных местах. Еще больше возмущения у нас вызывают неблаговидные действия чеченской молодежи за пределами республики, хотя не снимая с них вины и ответственности, будет уместно сказать и том, что это, прежде всего, российская молодежь, поскольку все мы, в первую очередь, граждане России. А находясь в той же Москве, ребята из Чечни ли, из Дагестана ли попадают в атмосферу соблазнов и искушений, где многое из того, что им не позволительно у себя на исторической родине, здесь давно в порядке вещей. Те же ночные клубы, дискотеки, изобилие и доступность спиртных напитков невольно становятся там провоцирующим фактором. А в этих условиях до недостойного поступка меньше одного шага.

- То есть, реальное положение дел в вопросе нравственности касательно нашей страны в целом достаточно тревожное…

- Действительно, состояние нравственности в нашей стране, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Тенденциям деградации в российском обществе, особенно в молодежной среде, мало что противопоставляется. Отсутствие общенациональной идеи, реальной мотивации заполняется кричащей бездуховностью, пьянством, наркоманией, и этому, к большому сожалению, потворствуют средства массовой информации и особенно - телевидение.

Благо, сегодня ощущается озабоченность таким положением дел со стороны властей и общественности. Расширяется благотворное воздействие на социум религиозного фактора. И в Москве, и в Грозном представители ведущих конфессий все больше участвуют в общественных процессах, направленных на пропаганду духовных ценностей, на достижение всестороннего согласия в многоликом российском обществе.

В частности, в Чеченской Республике уже много лет по призыву Главы ЧР Рамзана Кадырова с участием депутатов Парламента ЧР, органов исполнительной власти, духовенства, национальной интеллигенции усиленно ведется работа по духовному возрождению чеченского общества, по воспитанию подрастающего поколения. С учетом того, что некоторые наши земляки не лучшим образом ведут себя в других регионах, эта работа проводится и за пределами республики.

В этой работе особый акцент делается на то, что чеченец, как носитель прекрасных национальных обычаев и традиций, везде и всюду должен оставаться чеченцем, будь то Грозный, Москва, Санкт–Петербург или Нижний Новгород. Нельзя отдаваться каким-то сиюминутным чувствам или эгоистическим порывам и вести себя вразрез своим обычаям и общепринятым правилам. Чеченскому народу никогда не было свойственно выпячивание самого себя, своего поступка. Я хорошо помню, как в пору моей молодости считалось очень зазорным делать то, что обращало на человека внимание. Не выпячивался даже правильный поступок. Скромность всегда поощрялась не только у женщин. Вообще считалось, что скромность и женщина – это одно и то же. Можно было догадаться, когда говорили скромная, означало - чеченка. Если говорили чеченка, ясно было, что она скромная, порядочная, знает свое место и как себя вести. А сегодня ассоциации, возникающие при слове «чеченец», к сожалению, утратили изначальное содержание. К примеру, гордость мы подменили стремлением свершить задуманное любым путем. То есть, главное - добиться того, чего хочу я. Мол, средства оправдывают цель.

В определенной мере произошла подмена понятий и искажение их истинного смысла. А ведь когда-то мы, чеченцы, вели себя в высшей степени честно и благородно. Не зря же нас называли французами Кавказа. Настойчивость, мужество сегодня проявляются не во имя какого-то светлого идеала, как было раньше, а во имя денег или каких-то материальных благ. Если иметь в виду ситуацию в стране в целом, то сейчас речь идет о том, как минимизировать вред от падения нравственных ценностей, еще сохраняющихся в российском обществе. К сожалению, пока приоритетом остается обогащение любым путем: кто как может и как умеет. И самое страшное в этом – высочайший уровень коррупции, когда подчас происходит сращивание государственных чиновников с криминалитетом. Здесь, конечно же, не пахнет нравственностью. Сегодня трудно заподозрить чиновника в том, что визит посетителя вызовет у него непременное желание помочь. Он, в первую очередь, будет думать о личной выгоде.

Поэтому состояние нравственности в нашей стране, конечно же, вызывает наше беспокойство и озабоченность. У нас, в республике, в силу того, что мы являемся частью России, схожие болезни. Однако благодаря усилиям Главы Чеченской Республики Р.А. Кадырова во всех сферах жизнедеятельности чеченского общества искореняются факты злоупотребления служебным положением, факты чиновничьего равнодушия, стяжательства и т.д. Помимо строжайшего контроля, осуществляемого им самим по всем направлениям развития республики, здесь по сегодняшний день возводятся мечети, медресе, школы хафизов, центры нравственности, и это, естественно, служит очищению морально-нравственной атмосферы в обществе. Безусловно, требовать большего от одного человека, даже столь энергичного и работоспособного, как Рамзан Кадыров, было бы не справедливо.

Вслед за ним на разных властных инстанциях также должна была бы вестись всесторонняя кропотливая работа. Необходимо было бы осуществлять мониторинг по следам проводимых мероприятий, акций. Насколько эффективна пропагандистская работа, какие она дает результаты, какие нужны коррективы? Периодические ответы на эти вопросы помогали бы более выверено и целенаправленно осуществлять свою деятельность и государству, и обществу. Организовали, например, автопробег – против наркомании и табакокурения, а дальше что? Как это отразилось на увлечениях молодежи, есть ли обратная реакция - неизвестно. Раздали где-то листовки и разошлись. Но ведь можно вслед провести исследование: имело ли это какой-либо эффект? Надо обязательно проверять результаты публичных акций, телевизионных выступлений и т.д. Даже дома если ваш ребенок что-то разбил и вы его поругали, надо следить, повторит он то, что сделал или нет. Если вы накричали и ограничились этим, ситуация может повториться. Нельзя уклоняться от проблем и прятать голову в песок как страус. Я могу провести с сыном трехчасовую беседу о вреде курения, о том, что это запрещает Аллах, но это - только часть работы, нужно еще проследить, возымели ли действие мои слова? Если нет, значит, я не задел его душу или привел неубедительные примеры.

Кстати, бывают примеры, в высшей степени достойные подражания. Некоторое время назад в интернете прошла информация об удивительном и трогательном по своей сути объявлении в одной из грозненских маршруток. Водитель этой маршрутки на видном месте написал, что инвалиды, малоимущие и те, кто совершил хадж, освобождаются от оплаты. Причем пассажир освобождался и от объяснений, мол, можно просто молча выходить. То есть, мы с вами знаем, как тяжело говорить, что у тебя не оказалось с собой денег или что ты инвалид. Помимо всего, он еще поберег людское самолюбие. Великолепный пример и национальной, и общечеловеческой нравственности. Я до слез был восхищен порядочностью этого человека. «Не надо ничего говорить, просто выходите», – вот они золотые слова и настоящий момент истины. Слова, изумительным образом довершившие его благородное решение.

- На Ваш взгляд, где начинается и где заканчивается воспитание?

- Воспитание начинается с самого первого слова и с самого первого поступка ребенка. Когда его хвалят или делают замечание. Ни один поступок ребенка не должен оставаться без внимания. Поощрение хорошего поступка и незамедлительное наказание или порицание того, что делать не следует или идет вразрез культуре, законам нравственности, должно быть в основе воспитания. Нельзя ничего оставлять на потом. Нужно говорить с ребенком на уровне его развития, чтобы он четко понимал, что от него требуется. Бить нельзя ни в коем случае. Он должен слышать и видеть на лице своих родителей либо поощрение, либо порицание, либо огорчение от его поступков. Начинается именно с этого и начинается в семье, но я не скажу, что этот процесс когда-либо заканчивается.

Каждый раз, когда я приезжаю домой и меня встречает отец, я всегда жду, что он мне скажет. Доволен ли он мной или тем, что я сделал за день. Несмотря на то, что я сам уже далеко не молод, его оценка для меня очень важна. То есть я продолжаю свое воспитание. Этот процесс должен быть бесконечным, он должен витать в атмосфере. Следует реагировать на любое проявление безнравственности. Если же мы где-то промолчим, там и заканчивается воспитание и соответственно падает нравственность. В Коране сказано о том, что если не можешь остановить человека нарушающего нравственность или общий порядок силой, останови добрым словом, постарайся объяснить ему, что он не прав, если же и это невозможно, то мысленно вырази свое отношение, свой протест.

К сожалению, мы очень далеко отошли от этих принципов и поэтому многое потеряли. Однако есть и объективные обстоятельства, способствовавшие нравственной коррозии, к примеру, в чеченском обществе. Здесь уместно вспомнить наследие К. Маркса о том, что бытие определяет сознание, а сознание - это фундамент всего и, в том числе, нравственности. Наш быт, образ жизни, к глубокому сожалению, были кардинально нарушены двумя военными кампаниями на территории Чеченской Республики, изрядно поколебавшими традиционные устои чеченцев. Даже сегодня сохраняются социальные проблемы, главная из которых - большая безработица, которые влекут за собой морально-психологическую неустойчивость, болезни, нравственные издержки. Когда для человека самое главное – это выжить, тогда, как говорится, не до высокой морали.

Благо, мы постепенно оправляемся от потрясений. Жизнь налаживается, и вместе с ней к нам приходит умиротворение, но ждать, что за месяц или год мы станем высоконравственными людьми, все же не приходится. Нужно еще немало времени, чтобы ушел тот же страх, который сидит в нас до сих пор. И не только за свою жизнь, но и страх остаться без крыши над головой, без средств к существованию. Постконфликтный период - это очень длительный процесс возвращения к нормальной жизни. Все это придет со временем, мы станем лучше слышать друг друга и будем делать многое для ближних, станем больше ценить и уважать друг друга, и тогда мы сможем честно смотреть в глаза нашим внукам.

Воистину Вы правы, благодарим Вас за беседу.



Интервью взяла Амина Магомадова

 
< Пред.   След. >
Дизайн: Х. Ибрагимов; Разработка: Студия Web-дизайна "WebLab"
егэ по литературе тест онлайн егэ практикум 2011 русский язык пробный тест по егэ по математике демонстрационный вариант егэ по алгебре ответы демонстрационного егэ по математике егэ егэ по литературе онлайн тесты диагностические работы по математике в формате егэ-2012 лаппо попов егэ математика тестовые задания егэ физика 11 класс тестовые задания егэ по математика егэ 2011 онлайн демонстрационные варианты егэ 2011 по математике онлайн егэ биология варианты заданий демонстрационный тест егэ по истории 2011 ответы на егэ по биологии 2011 богданов здесь пробные вопросы тесты ответы по егэ по физике за 2011 егэ математика демо варианты подготовка к демонстрационный вариант егэ по химии 2011 года демострационный вариант егэ 2011 по обществознанию егэ по обществознанию темы демоверсия по егэ гиа 2012 демоверсия егэ по истории 2012 ответы на егэ по алгебре 2011 год егэ ответы егэ по математике сборник заданий демоверсия егэ по математике 11 класс демо версия егэ по геометрии ответы егэ по алгебре 2011 ответы к базовые задание к егэ по физике sitemap