Вход




Беседа с ученым этнологом

«Возводить храмы в душах  людей – это требование времени»

Как мы живем? Насколько нам комфортно в определенном обществе? Насколько мы уважительны друг к другу? Что мы получаем от старшего поколения и передаем младшему? В основе этих, далеко не праздных вопросов лежит то, что мы называем нравственностью. Ее состояние, как известно, определяет многие стороны нашей жизни, и оно зависит от каждого из нас. Вот, что думает о духовном состоянии чеченского общества известный ученый-этнолог Саид-Магомед Хасиев.

- Саид-Магомед, сегодня разные люди дают разные оценки духовному состоянию чеченского общества. Одни считают, что мы теряем свое лицо, другие утверждают, что не все потеряно и не склонны драматизировать ситуацию. К примеру, мне, как журналисту, постоянно обращающемуся к этой теме, сдается все же, что трагедии вовсе нет. И среди молодежи, и среди людей старшего возраста везде встречаются воспитанные, порядочные люди. Но как бы эту ситуацию охарактеризовали Вы, будучи истинным знатоком нашей истории, наших нравов и традиций?

- Парадокс в том, что, вопреки бытующему мнению, этим вопросом больше обеспокоена молодежь, нежели люди старшего поколения, доходящие в этом плане до маразматического состояния. Я тоже не считаю, что у нас все плохо и беспросветно. Люди пожилого возраста, изголодавшиеся физически, перешагнули всякие границы дозволенного и недозволенного из-за инстинктного страха перед новыми лишениями. Это мешает им видеть реальное положение дел, и они пребывают в гораздо худшем состоянии в своем мышлении, воззрениях, оценках. Среди молодых я нахожу куда больше здравомыслия…

- А откуда оно у них, если не от старших?

- У них не сложились инстинкты, с какими бы трудностями они ни сталкивались, не выработалось преклонение перед сытой жизнью, хотя, конечно, они любят машины, любят пошиковать и т.д.

- Чего мы, взрослые, добиваемся от молодежи, каким мы хотим видеть в идеале подрастающее поколение?

- Молодой человек, прежде всего, должен быть личностью – это предопределено свыше. При этом «предопределено» не означает, что он получает что-то готовенькое. Нет. К тому, что тебе дано, надо идти через труд: умственный, физический. Наши предки оставили нам изумительное духовное богатство. Одно из этих богатств в том, что достоинство человека ценилось очень высоко, оно было возведено в степень наивысшей ценности. Это не советская мораль, не буржуазная, не религиозная. Это мнение жизни, линия поведения у чеченцев, передаваемая от поколения к поколению. Есть общество, российское, к примеру, где личность вырастает вопреки обществу через сопротивление. А вот на Кавказе ситуация иная, и здесь на острие всегда оказывались чеченцы. Чеченцу не быть личностью, не быть гражданином в полном смысле этого слова было просто стыдно. Иметь достоинство же не означало господствовать над кем-то, унижать кого-то, а означало поднимать кого-то, подтягивать под какой-то уровень, под какую-то шкалу. Даже врагу мужчина должен был дать время осознать содеянное, дать шанс исправиться.

- Мы, конечно же, слукавили бы, Саид-Магомед, если бы всем нашим сегодняшним молодым людям приписали такие качества, как благородство, наличие чувства собственного достоинства и т.д. Но думается, что те изъяны, которые без труда улавливаются среди молодежи, в большей степени от незнания, от невладения правильными поведенческими навыками. К тому же нередко встречаются противоречия, когда взрослые призывают молодых к одному, а сами делают другое. На что же сегодня ориентироваться подрастающему поколению, от чего отталкиваться для нравственного восхождения?

- Ты правильно заметил, Руслан, что двойные стандарты, когда на словах одно, в том числе и у иных чиновников, а на деле другое, очень мешают становлению человека, развращают его сознание. Другой серьезный фактор, препятствующий духовному обогащению молодых людей, это неизученная национальная культура. Наша интеллигенция, начиная от Лаудаева и заканчивая современными писателями, не вдумываясь в то, о чем говорят, опошляют ценности. Говорят о них, но не понимают, на какой почве они возникли, что из себя представляют, какая связь между ними, в какой иерархии они следуют друг за другом. Когда все это отрывается от культуры, перестает быть рациональным. Эти нюансы невидимы, а человеку свойственно с помощью слов все переиначивать. Каждая дефиниция на самом деле имеет свое непосредственное место в иерархии ценностей.

Вспомним прошедшие в начале 80-х митинги. Там сотни терминов выдавались за ценности, и никто не знал, с чем они связаны, что главнее, что второстепеннее… Мы говорим «майралла», часто это повторяем. На самом деле это всего лишь самцовость, и в этом смысле чеченцы, оказывается, говорили, что удалее всех заяц, который за один окот дает возможность воспроизвести 12 зайчат. Некоторые наши писатели меня уже донимают своими постоянными ложными рассуждениями об этих терминах.                              

У меня есть письменно оформленная ценностная шкала. Я занимаюсь этим лет 30 и думаю, что уловил структуру. Надо все это довести до ума, т.е. сделать доходчивым, и мы получим инструментарий для воспитания молодежи. Единой шкалы ценностей не получается, есть мужская и есть женская шкала. О многом говорят даже их названия. Женская в переводе  звучит так: «Узлы, которые необходимо развязать на пути к счастью».

Мужчинам, как мы знаем, не свойственно развязывать узлы, они бы, скорее, их разрубили, как Александр Македонский. А мужская шкала ценностей гласит: «Вершина, которую надо покорить, дабы получить благословение». А в основе всего лежит «Собар» - выдержка, как основной компонент, который должен быть заложен в личности. Начинается с выдержки, таким образом, и заканчивается понятием «Адамалла» - человечность. Вот ориентиры, которые должен постичь человек. Всего - 12 ступеней.

- То есть, человечность – тот идеал, к которому мы должны стремиться?

- Безусловно. Что интересно, в ходе своих исследований я обнаружил, что вода – это субстанция, которая определяет сущность всего в этом мире. Невольно вспомнился Архимед, выскочивший из ванны с возгласом «Эврика!» и бегавший по улицам, изумленный своим открытием. Так вот, человеческое существо определяется водой.

К примеру, мой дядя, бывший достаточно универсальным человеком и, в частности, владевший многими музыкальными инструментами, умел с помощью простой свистульки, сделанной из веточки ивы, обнаруживать место нахождения утопленника. Он шел вдоль берега реки и свистел. Когда доходили до места нахождения утопленника, свист прерывался, исчезал. Часто дядя брал меня с собой, и уже тогда я обнаружил для себя удивительные вещи. Оказывается, женщина – утопленница никогда не поднимается лицом вверх, а мужчина – наоборот: лицом вниз. Вода определяет сущность. Если утопленник поднялся на поверхность воды (это происходит на шестой день) и его несет течением реки, то мужчину никогда не несет ногами вперед, в отличие от женщины.

- Каково же объяснение этому?

- Аура мужчины и женщины состоит из мельчайших частиц, движущихся в разные стороны. Обычно ученые не обращают внимания на такие тонкости в изучении национальных нравов. Заметь, когда произносят проклятия в адрес мужчин, говорят, да отнимутся у тебя ноги, а в адрес женщины – да отнимутся руки. Когда ласкают мальчика, гладят рукой по голове вверх, а девочку вниз. Причем, делают это неосознанно, инстинктивно, и происходит это автоматически по движению частиц. И через призму этих нюансов следует изучать все остальное. Я давно хотел довести все это до молодежи, но рассказать обо всем было бы сложно. Создание же некой таблицы, лаконично оформленной шкалы ценностей облегчало задачу и могло бы служить основой не только этикету, но и культуре в целом, мировоззрению, мировосприятию.

- Насколько мне известно, Саид-Магомед, Ваши многолетние изыскания так и не изданы до сих пор, и наверняка у нас очень мало специалистов в этой области?

- Да, у меня ничего не издано, ведь на это нужны средства, и специалистов этой сферы у нас практически нет. А хотелось бы, чтобы молодые люди откуда-то черпали знания и выстраивали на них свое поведение и отношение к жизни. Как-то мне довелось в эти дни услышать разговор двух женщин в автобусе. Какое благое дело затеял Рамзан, - говорили они, имея в виду руководителя нашей республики, - что повсеместно стали возрождать наши обычаи. Раньше, мол, молодежь игнорировала старших в общественном транспорте, на улицах, а теперь стали уступать место, дорогу. То есть, эти установки стали для них стимулом.

К этому необходима широкая разносторонняя работа. У нас нет единого центра, который бы занимался идеологистикой и мог бы вырабатывать какие-то правила, какие-то настольные книжицы для каждой семьи. В свое время Сталин поручил Троцкому распространить по всей стране агитки с определенными идеологическими выкладками. Членов политбюро заставили приобрести их за высокую цену, а простых людей по малой доступной цене. И те, и другие в оправдание затрат знакомились с содержанием агиток. Тот же крестьянин сворачивал из нее цигарку лишь после прочтения. Подобный опыт был бы нам на пользу.

- А что представляет собой изданный недавно с Вашим участием кодекс чести «Къонахалла»?

- Эта работа, которая войдет в золотой фонд не только чеченской, но и мировой культуры. Совершенно необычное издание для западного и восточного читателя, не говоря уже о российском. Оно сродни по своей революционности появлению рыцарства в Европе, впервые поставившего в мире вопрос о чести. Если самурайство, рыцарство были замкнутыми, кастовыми по своей сути, то кодекс «Къонахалла» не имеет ни религиозного, ни национального, ни расового подхода. Он признает человека как разумное существо и как создание Творца. Издан кодекс на трех языках: чеченском, русском, английском. Его издатели – Леча Ильясов и Руслан Дашаев. Мне выпала роль редактора. К сожалению, тираж книги с учетом ее востребованности небольшой – 3 тысячи.

 – Трудно не разделить Ваше сожаление. Наличие такой книги в каждом доме, углубленное изучение ее содержания в учебных заведениях стало бы бесценным подспорьем для родителей и педагогов в процессе воспитания подрастающего поколения и формирования личности. Кстати, Саид-Магомед, я всегда считал, что наше государство не в должной мере ориентировано на развитие личности. Что Вы сказали бы об этом?

- Везде, где существует традиция государственности, идет разговор о том, что государство это и есть высшая инстанция и высшая ценность в природе. На самом деле высшая ценность – человек. Государство есть лишь инструмент для физического и духовного развития человека. С формированием государственности появилась бюрократическая прослойка, которая искажает ее суть, ставит с ног на голову ее назначение.

- Видимо, поэтому оказываются возможными человеческие трагедии, подобные последней - чеченской.

- Конечно, а любые потрясения неизбежно сопровождаются падением нравственности, о чем мы и говорим сегодня. Война физически и духовно ломает людей, деформирует устои, некий стержень, и дальше по принципу домино рушатся морально-нравственные ответвления от этого стержня. Многогранная жизнь со своими писаными и неписаными законами превращается в выживание, нередко любой ценой. Социальный ущерб возникновения массовой безработицы, существующей по окончании военных действий, крайне затрудняет возвращение былого благополучия, а вместе с ним возрождение национальных традиций. При этом надо отметить, что в нашей республике этот процесс может оказаться беспрецедентным по своим срокам. В сфере строительства мы уже удивили мир, но наряду с возведением тех или иных объектов должно идти возведение храмов в душах людей, и оно не должно отставать от первого, а это зависит от каждого из нас.

- На что Вы обратили бы внимание в этом плане, имея в виду сферу образования?

- Я считаю необходимым расширить и закрепить дошкольное образование, ибо благотворному влиянию человек должен подвергаться с самых малых лет. С учетом сегодняшнего тяжелого социального положения женщина еще не скоро высвободится от роли добытчицы. Соответственно, еще длительное время она, как основной воспитывающий фактор, будет не додавать своего тепла и внимания детям. Детские сады в какой-то мере компенсируют этот пробел, к тому же заложат в малышах основу поведения, выявят у них те или иные способности.

Появились программы по развитию первоинтеллекта с учетом того, что от года до трех лет канал восприятия у ребенка очень широкий. Затем как диафрагма в фотоаппарате он постепенно сужается. Поэтому очень важно, чтобы уже в самом раннем возрасте в ребенке развивали личность. Эксперименты показали, что до четырехлетнего возраста детей можно обучить пяти языкам, а с четырех лет до семи они могут пройти школьную программу. При этом роль отца в семье не становится малозначащей; она, в отличие от роли матери, более опосредованная. Эффективным рычагом воздействия на ребенка является  сам по себе авторитет отца, а он формируется в доме усилиями женщины. Мать должна постоянно напоминать о том, что отец не позволит то или иное действие, или, не дай Бог, он узнает о совершенном проступке. Вырабатывается не страх перед отцом, как может показаться, а боязнь не угодить, огорчить, разочаровать, и это чувство остается в человеке навсегда, ограждая его от недостойного поведения.

- Полагаю, что здесь автоматически встает вопрос о роли учителя, его месте в обществе, достойной оплаты его благородного труда…

- Безусловно, миссия учителя всегда была очень важной в обществе, а уж в период пошатнувшейся духовности ее просто невозможно переоценить. При этом даже неловко что-то требовать от педагогов при их сегодняшней зарплате. Тем не менее, качество учебного процесса главным образом зависит от него, и мы продолжаем возлагать на него большие надежды. Очень важную воспитательную функцию выполняли раньше школьные кружки. Сейчас их практически нет. То есть, хотелось бы, чтобы многое было пересмотрено, начиная с федерального уровня, но в первую очередь надо обеспечить достойную зарплату учителю, и, благо, об этом, наконец, заговорило руководство страны. Только предоставив человеку какой-то жизненный минимум,  можно требовать от него полной самоотдачи.  

- Саид-Магомед, к чему бы Вы призвали сегодняшнюю молодежь, от чего бы Вы ее оградили?

- Не вдаваясь в какие-то пространные вещи, что хорошо и что плохо, я бы сказал следующее: девушка должна ощущать себя снохой перед всем народом, ведь она не знает, порог какого дома переступит, выходя замуж. Это будет побуждать ее к тому, чтобы быть скромной и учтивой со всеми. Точно также юноша должен чувствовать себя зятем перед всеми, поскольку не может знать заранее, кто его будущие родственники. Вот это одно ощущение уберегло бы молодых людей от дурного имени, и они никогда не ударили  бы в грязь лицом. А доброе имя, сопровождающее человека по жизни, это его самое большое богатство и единственное состояние, которое он унесет с собой в мир иной.

- Воистину Вы правы, Саид-Магомед. Надеюсь, наши юные соотечественники прислушаются к голосу мудрого человека. Благодарю Вас за беседу, и всего Вам самого доброго!

 

Беседу провел Руслан Юсупов

 

Досье

Саид-Магомед Хасиев окончил Грозненский педагогический институт (позже ставший университетом)  в 1964 году. Много лет проработал в Чечено-Ингушском научно-исследовательском институте истории, языка, литературы. Окончил аспирантуру в институте этнологии и антропологии им.Миклуха Маклая г.Москвы. В 1973 году получил ученую степень кандидата исторических наук. Работал директором фольклорного центра ЧР до 2002 года. В настоящее время трудится научным сотрудником Национального музея ЧР, продолжает работать на кафедре этики и внешкольного воспитания института истории, языка, литературы, а также в лаборатории чеченских рукописей при кафедре мировой культурологии и музееведения ЧГУ. Прекрасный семьянин. Имеет двух  сыновей и дочь. Все дети получили высшее образование.

 

 

 
< Пред.   След. >
Дизайн: Х. Ибрагимов; Разработка: Студия Web-дизайна "WebLab"
егэ по литературе тест онлайн егэ практикум 2011 русский язык пробный тест по егэ по математике демонстрационный вариант егэ по алгебре ответы демонстрационного егэ по математике егэ егэ по литературе онлайн тесты диагностические работы по математике в формате егэ-2012 лаппо попов егэ математика тестовые задания егэ физика 11 класс тестовые задания егэ по математика егэ 2011 онлайн демонстрационные варианты егэ 2011 по математике онлайн егэ биология варианты заданий демонстрационный тест егэ по истории 2011 ответы на егэ по биологии 2011 богданов здесь пробные вопросы тесты ответы по егэ по физике за 2011 егэ математика демо варианты подготовка к демонстрационный вариант егэ по химии 2011 года демострационный вариант егэ 2011 по обществознанию егэ по обществознанию темы демоверсия по егэ гиа 2012 демоверсия егэ по истории 2012 ответы на егэ по алгебре 2011 год егэ ответы егэ по математике сборник заданий демоверсия егэ по математике 11 класс демо версия егэ по геометрии ответы егэ по алгебре 2011 ответы к базовые задание к егэ по физике sitemap